Автор(ы): Карасик В.И.
Лектор – Карасик Владимир Ильич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английской филологии Волгоградского государственного социально–педагогического университета; руководитель научно–исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика». К числу его основных научных результатов относятся лингвистическая концепция социального статуса человека, разработка аксиологического подхода к исследованию связей языка, сознания и культуры, введение понятия культурной доминанты в языке, построение социолингвистической типологии дискурса. Широко известны работы учёного: «Язык социального статуса» (первое издание — Москва, 1992; второе издание — Москва, 2002), «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» (Волгоград, 2002), «Категориальные признаки в значении слова» (Москва, 1988), «Статус лица в значении слова» (Волгоград, 1989), «Языковые ключи» (Волгоград, 2007), «Языковая кристаллизация смысла» (Москва, 2010). Высокая научная репутация В.И. Карасика признана в России и за рубежом.
Лекция посвящена актуальным проблемам таких направлений современного языкознания, как аксиологическая лингвистика, лингвоперсонология, лингвоконцептология, нарратология и теория дискурса; выделены такие взаимосвязанные между собой предметы исследования, как ценности, языковая личность, коммуникативные модели и векторы поведения, рассмотрены аксиогенные (ценностно порождающие) ситуации, в которых сконцентрировано выражение моральных и/или утилитарных ценностей, которые воплощаются в различных дискурсивных жанрах и текстотипах.
В.И. Карасик, во-первых, выводит основные ценности, соотносимые с соблюдением этических норм и выполнением утилитарных предписаний; во-вторых, предлагает трехмерную оценочную модель для квалификации ситуации с различных позиций: характеристика положения дел (достойно одобрения/осуждения, сожаления/осмеяния), субъекты (созерцатель в роли констатирующего субъекта или деятель, ориентированный на преобразование действительности), диктальная и модусная оценки, позволяющие разным субъектам неодинаково оценивать одну и ту же ситуацию; в-третьих, устанавливает типичные соотношения разновидностей оценочной локализации, ориентации и тональности, указывая на частотность их проявления, например, оценка субъекта-деятеля преимущественно является одобрительной или осуждающей, в то время как сожаление в большей степени свойственно субъекту-созерцателю.
В лекции предложено новое направление развития лингвоперсонологии, учитывающее ценностное измерение общения при выявлении личностных ориентиров и построении аксиологических моделей личности. Выделение, например, диспозиционального типа позволило автору дифференцировать личности по их отношению к себе, миру, другим личностям и к ценностям, а также охарактеризовать специфическое выражение подобного отношения в коммуникативном поведении определенного психотипа. Весьма интересным представляется выявление и описание приоритетных проявлений личности-самопрезентации, манипуляции сознания – в доминирующих сегодня типах коммуникации.
Таким образом, в лекции рассмотрены базовые параметры дискурса: тематика, характеристики участников, коммуникативная тональность, коммуникативный режим и акциональная природа.
Представлена лингвистическая концепция социального статуса человека, разработка аксиологического подхода к исследованию связей языка, сознания и культуры, введение понятия культурной доминанты в языке, построение социолингвистической типологии дискурса, создание теории лингвокультурных типажей. Дискурс встроен в культуру и в коммуникативное поведение. В соотношении ситуативных, личностных и собственно текстовых характеристик общения формируется и раскрывается дискурсивная личность – человек как участник общения, проявляющий себя в разных типах коммуникативных ситуаций.